16:06 Пресс-релиз №33 от 31.01.2014г. | |
Пресс-релиз №33 от 31.01.2014г. Быт и нравы чеченского народа В соответствии с планом работы школы 27 января были проведены беседы в 1 – 4 классах на тему «Быт и нравы чеченского народа». Классные руководители 1а и 1б классов Шаипова Э.А. и Лорсанова Т.Л. дали детям интересный материал о хозяйке и хозяине дома. Главой семьи у чеченцев был отец – «ц1ийна да», что в дословном переводе означает «хозяин дома». Женской частью руководила жена хозяина дома или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. Область ведения этой «старшей» составляло домашнее – в узком смысле слова – или «женское» хозяйство. Ее называли «ц1еннана» («ц1а» – дом, «нана» – мать), а также употреблялся и другой термин: «ц1еранана», «ц1е» – огонь, «нана» – мать. В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин. В семьях чеченцев имя свекрови было табуировано, что сохраняется у чеченцев до настоящего времени. Невестка не называла (и не называет) свекровь иначе, как «нана», «мама», а в ее присутствии не может допускать вольных разговоров, легкомысленных шуток и т.д. Кроме того, жена сына не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Нана в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей. Ц1еннана играла важную роль в обрядовой жизни семьи, являясь своего рода хранительницей семейного, родового огня, который считался священным в чеченских семьях (впрочем, как и у других народов Кавказа). Классные
руководители 4а – 4б классов
Витаева Р.М. и Бугазова Э.Р. рассказали детям о культе огня и
очага в больших и малых семьях чеченцев. Огонь в очаге, поддерживаемый
женщиной-хозяйкой, передавался от отца к детям, причем бывали случаи, когда он
хранился в семье в течение даже нескольких поколений и ему не давали погаснуть.
Котлы, очаг
и особенно очажная цепь, на которой висел котел, были почитаемы у чеченцев.
Вплоть до настоящего времени у чеченцев сохраняется не только клятва огнем, но
и давние проклятия: «к1ур бойла хьан», что в дословном переводе означает «чтоб
исчез у тебя дым»; «ц1е йоьйла хьан» («чтоб огонь исчез у тебя»). Позднее,
возможно, с утверждением патриархальных начал в родовом устройстве,
выработались другие общественные нормы и соответствующие термины: «ц1а» – дом;
«ц1ийна нана» – хозяйка дома; «ц1ийна да» – хозяин дома. Все это говорит о том,
что некогда в чеченском обществе первое место – как хозяйке домашнего очага –
принадлежало женщине. Классные руководители 3б -3б класса Азиева Т.А. и Ювшаева С.М. рассказали о воспитании детей в чеченских семьях. В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводилась усвоению детьми порядка, этикета. Все стороны этикета достаточно четко были разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета, младшим не полагалось раньше старших садиться за трапезу, садиться на место старших, разговаривать во время трапезы. Члены малой семьи в отсутствии гостей принимали пищу вместе, а при гостях сначала накрывали на стол мужчинам, а потом ели женщины и дети. В больших семьях трапеза организовывалась по-разному: в одних случаях ели все мужчины вместе с отцом – главой семьи, затем кормили детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.). Могли принимать пищу отдельно семейные пары: глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми. Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеденный кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, подразумевая тем самым, что оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу. В чеченских семьях придавалось большое значение физическому, трудовому и нравственному воспитанию детей и подростков. Следует отметить, что дети и подростки, как в процессе непосредственного участия в трудовой жизни семьи, так и во время разнообразных игр, разных юношеских состязаний (бег, метание камня, скачки на лошади, борьба и др.) получали физическую закалку. Чеченцы постепенно приучали мальчиков к мужским видам труда: пасти скот и ухаживать за ним, рубить дрова, возить с поля на арбе урожай и др. С раннего возраста мальчиков приучали к верховой езде, уходу за лошадьми. Также стремились научить мальчиков переносить трудности, закалить характер. Как правило, «уроки» начинали с простейших поручений и завершали их привитием навыков самостоятельной работы. Девочек учили домашнему труду: убирать помещение, месить тесто, готовить пищу, стирать, шить, заниматься обработкой шерсти, вышивать и т.д. Также девочки помогали матери по уходу за детьми. И здесь личный пример родителей и старших являлся и является главным и лучшим средством передачи положительных традиций. | |
|
Всего комментариев: 0 | |